Многие педагогические работники и работники других сфер деятельности сталкиваются с необходимостью написания научных статей, либо для подтверждения своего профессионального статуса, либо для изложения своего опыта или достижений. Но процесс написания статьи нередко становится делом тяжелым и мучительным, да и результат оставляет желать лучшего. Чтобы облегчить данный труд и сделать результат достойным, мы предлагаем несколько советов.
Обдумывая написание статьи, в первую очередь следует помнить, что в ней должна быть обозначена проблема, описаны уже имеющиеся попытки решить ее и рассмотрен Ваш способ решения проблемы или приведены собранные Вами аргументы в пользу одного из решений. Исходя из этого, можно выделить структуру статьи:
- описание проблемы и ее актуальности;
- описание имеющихся способов решения проблемы;
- предложения автора по решению проблемы;
- возможности применения предложенного решения.
Первые трудности возникают с описанием проблемы и ее актуальности. Очень хочется пойти простым путем, взять уже имеющиеся солидные труды и просто скопировать оттуда пару абзацев. Но это путь тупиковый, ваша статья не пройдет проверку на антиплагиат, да и просто любой редактор сразу определит заимствование без указания ссылки на автора. Если же Вы скопируете эту пару абзацев и поставите ссылку, то опять же возникнет вопрос: если статья Ваша, то почему текст одна сплошная цитата. Поэтому просто перескажите прочитанный Вами материал по проблеме, пусть у Вас получится не так гладко, красиво и высоконаучно, но зато это точно будет авторский текст, в который можно вставить одну-две цитаты или ссылки на известных авторов. Иногда возникают затруднения с описанием актуальности проблемы, но с этим справиться легко. Просто подумайте почему нужно и важно эту проблему решить.
При описании уже существующих способов решения проблемы действуйте таким же образом, просто перескажите то, что изучили по этому вопросу и можете поставьте в тексте одну-две цитаты или ссылки. Если способов или попыток решения существует множество, не нужно увлекаться их перечислением и описанием, остановитесь на двух-трех самых известных или наиболее интересных, иначе Ваша статья потеряет смысл, превратится в пересказ того, что уже и так всем известно. Возможна и такая ситуация, что решения поставленной Вами проблемы не существует. Тогда необходимо описать причины, по которым сложилась эта ситуация.
Далее следует изложение непосредственно Вашего личного опыта, поэтому здесь желательно обойтись без цитат и ссылок. Это может быть описание проведенного Вами исследования, результаты которого позволяют решить поднятую проблему. Может быть обобщение опыта работы, которое позволяет двигаться к решению проблемы. Может быть предложение к использованию новых методик и т.д.
В заключении статьи необходимо показать, что изложенное Вами выше будет полезным, важным, нужным для использования Вашими коллегами в той сфере деятельности, где Вы трудитесь.
Немаловажным моментом при написании статья является и ее правильное оформление. Во-первых, внимательно посмотрите требования к оформлению, которые предъявляет то издание, куда Вы направите свою статью. Соблюдение этих требований – элементарное проявление уважения и соблюдения этических норм с вашей стороны.
Название статьи не должно быть чрезмерно длинным и содержать аббревиатуры и сокращения. Название должно отражать основную мысль Вашей статьи и носить научный, а не публицистический характер. Например, название статьи «А судьи кто…» или «Веселые старты в нашем ДОУ» неприемлемы.
За названием следует информация об авторе и соавторах, если они есть. Фамилия, имя и отчество должны быть написаны полностью, затем научная степень, ученое звание, если они есть, должность и место работы полностью.
Далее обязательно следует аннотация к статье и ключевые слова. В аннотации излагается в краткой форме основная мысль статьи, объем аннотации не должен превышать 600 знаков вместе с пробелами и также аннотация не должна содержать аббревиатуры и сокращения. Ключевых слов не более 5-8.
В тексте статьи особое внимание следует уделить оформлению цитат и ссылок. Они оформляются квадратными скобками, в которых указывается номер источника из списка литературы и номер страницы источника, на которую Вы ссылаетесь, например [2, с. 5]. Таким образом должны быть оформлены ВСЕ упоминания авторов и изданий, встречающиеся в статье и ВСЕ цитаты. ВСЕ источники, на которые Вы ссылаетесь, должны быть в списке литературы и их номера в ссылке и в списке должны совпадать, эту работу правильно можете сделать только Вы, так как редактор не может быть в курсе всех цитат, всех источников и авторов, на которые Вы ссылаетесь.
Чтобы нумерация списка литературы была правильной, следует помнить, что он оформляется в иерархическом порядке: сначала нормативные-правовые акты, затем печатные издания, издания на иностранных языках, затем электронные издания. Источники в этой иерархии в свою очередь располагаются в алфавитном порядке.
Надеемся, что наша статья поможет Вам в написании и оформлении статей в журналы и сборники конференций.