28 Мар

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ — ЕДИНЫЙ ВЕКТОР ДЕЙСТВИЯ ИЛИ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВМЕСТЕ

БУНДАКОВА Лариса Александровна,
заведующий,
 МБДОУ № 63 «Катюша»,
г. Сургут, Тюменская область, Россия

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ ЕДИНЫЙ ВЕКТОР ДЕЙСТВИЯ ИЛИ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМЫ ВМЕСТЕ

 Аннотация. Проблеме инклюзивного образования на сегодняшний день уделяется огромное внимание. Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна осуществляться не только в медицинских и образовательных учреждениях, но и в семье, как основном источнике положительных стимулов для развития ребенка. В данной статье приведены примеры психолого-педагогического сопровождения не только детей с ОВЗ, но и их семей.

 Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; коррекционная педагогика.

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Данной проблеме уделено много внимания в таких сферах, как медицина, социальная педагогика, психология, деффектология. Написано много статей, методических пособий, научных изданий (Т.П. Аргунова, Ю.В. Варнакова, Н.Ю. Кучкова, А.Е. Пенцова, О.П.Приходько, А.А.Кондрашова, Е.А.Полоукина, Л.А.Лопинцева, В.П.Дорц-Тавт, Н.Н.Горшков и др.). И все авторы сводятся к тому, что реабилитация должна проводится комплексно. Она должна включать медицинские, социально-правовые, психологические и педагогические аспекты.
Однако следует отметить, работа с детьми с ОВЗ должна осуществляться не только в медицинских и образовательных учреждениях, но и в семье, как основном источнике положительных стимулов для развития ребенка.
При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном и бытовом статусе семьи. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний психологический климат семьи.
Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто изолирует себя от общества. Родители сокращают общение с друзьями, с родственниками, с соседями, замыкаются в себе, в своих проблемах [1].
Целью нашей работы с семьёй является содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних, творческих и социальных ресурсов. А также формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья через повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
В нашем детском саду есть дети и с задержкой психического развития и с тяжёлыми нарушениями речи.  Психолого-педагогическое сопровождение ведётся не только в отношении детей, но и их семьи. Ведётся оно в трёх направлениях:
Диагностическое направление включает в себя сбор информации о ребёнке, характере нарушений, о семье и взаимоотношениях в семье. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребёнка с отклонениями в развитии, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей психофизического развития. Являясь первым и очень важным этапом в системе психологических мероприятий, психодиагностика позволяет определить специфику развития ребёнка, выявить проблема, над которой необходимо работать, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка [3].
Консультационное направление разработку программы сопровождения, распределение деятельности между всеми участниками данных отношений.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя работу с ребёнком индивидуально, в группе детей и с семьёй. А также проводятся общие мероприятия, в которые обязательно включается данная семья. Это и работа родительского клуба, и культурно-досуговые мероприятия, и всевозможные выставки. Всё это позволяет семье оценить свои достоинства, возможности и поделиться своим опытом с другими.
Для сопровождения детей с ОВЗ в нашей образовательной организации:
а) внесены изменения в Устав ДОУ в части совместного обучения;
б) обеспечены специальные условия для лиц с ОВЗ, а именно, разработаны адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и с тяжёлыми нарушениями речи, разработаны индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
в) разработана документация, которая позволяет отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребёнка и коррекционную работу с ним;
г) осуществлена плановая подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ;
д) выполнены рекомендации, содержащиеся в заключениях ТПМПК, МСЭ (для детей – инвалидов), лечебно – профилактических учреждений здравоохранения;
е) заключен договор с родителями детей с ОВЗ, в котором указывается программа, по которой будет обучаться ребёнок.
Специфика работы с данной категорией воспитанников определяет характер применяемых технологий обучения и воспитания. Педагогический процесс строится в рамках личностно-ориентированного образования в целях создания возможности для воспитанника стать полезным для общества гражданином, способным самостоятельно реализовывать свои потребности.
В нашем дошкольном учреждении работа с детьми с ОВЗ выстраивается по следующим направлениям, указанным в таблице 1.
Талица 1. Направления работы в МБДОУ №63 «Катюша» с детьми с ОВЗ

Направления работы

Цели и задачи

Коррекционно- развивающая работа Коррекция интеллектуальных возможностей, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с ОВЗ, проблем в межличностном общении со сверстниками и взрослыми.
Проведение игр и упражнений для психокоррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи Повышение уровня родительской компетенции в вопросах: взаимодействия, сотрудничества, создания ситуации успеха с детьми, в создании благоприятного психологического климата в семье.

Сегодня в мире приняты два способа решения проблем детей с «особыми» нуждами. Первый состоит в том, что организуются специализированные образовательные организации, где детей пытаются приспособить к такой жизни, в которой их физические недостатки не слишком бы сказались. Выяснилось, что этот подход лишает воспитанников возможности иметь весь спектр нормальных отношений и сужает их социальное пространство. Сторонники второго подхода вовлекают ребенка с ограниченными возможностями в обычную жизнь, учат его преодолевать преграды и осваивать мир здоровых людей.
Коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается второго подхода к решению проблем детей с ОВЗ и детей-инвалидов и понимает, что успехи детей будут во многом зависеть от степени участия каждого сотрудника нашего коллектива, которые заинтересованы в их судьбе, в определении их жизненной позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Н. Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения// Дефектология. – 1998. — N 1. — С. 56-62.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
  3. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. «Психологическое изучение детей с нарушениями развития» / под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 152с.
  4. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 153с.


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download