12 Апр

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

 

СМИРНОВА Елена Венедиктовна,
старший воспитатель,
ОДИНЦОВА Юлия Александровна
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №5 «Улыбка»,
г.Семёнов, Нижегородская область, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В статье раскрывается опыт работы по формированию ценностного художественно-эстетического восприятия дошкольников через ознакомление с художественными видами труда взрослых, используя краеведческий принцип.

Ключевые слова: художественно-эстетическое восприятие; декоративно-прикладное искусство; интеграция.

 Михаил Пришвин писал, что «все прекрасное на земле — от солнца, и все хорошее — от человека». Одна из проблем в современном обществе — это то, что люди перестали замечать красоту окружающего мира, а люди рабочих профессий не вызывают уважения в обществе. А ведь это именно они создают красивую одежду, посуду, мебель и многое другое. Тему над которой работает наш коллектив мы озвучили так: «Формирование эстетического восприятия у дошкольников через ознакомление с художественным трудом взрослых».

Проблемой эстетического восприятия занимались такие педагоги и психологи: Л.М. Гурович, Т.Н.Доронова, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Кухаронак, Л. П. Печко, В.А. Салеев, В. С. Синюкова, И. Ф. Смольянинов. В своих исследованиях они раскрыли методы эстетического восприятия посредством искусства. Мы решили показать детям красоту и сформировать умение видеть ее в процессе создания предметов народно-прикладного искусства (хохломских изделий и семеновской матрешки). Актуальность этой темы обусловлена и введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образовании (Приказ № от 17 октября 2013 г. N 1155), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей» [1.п.2.6]. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетические вкусы через красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд творчества». Формирование эстетического отношения детей к окружающей действительности реализуется во всех видах детской деятельности через ознакомление с музыкой, природой, театром, живописью, декоративно-прикладным искусством. «Говоря о ценности народного искусства в воспитании дошкольников, следует отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности; создает эмоционально благоприятную обстановку для детей» [2 стр.13].

Наш город славиться предприятиями, выпускающими предметы декоративно-прикладного искусства, именно поэтому, на наш взгляд, целесообразно на таком богатом материале, формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности, а также знакомить детей с видами художественного труда взрослых (художница хохломской росписи; художница по росписи матрешки; токарь; резчик).

Свою работу мы начали с создания предметно-пространственной развивающей среды. С помощью родителей создали в группе мини-музеи «Матрешка»; «Золотая хохлома»; «Семеновская игрушка». Таким образом, красота, созданная руками человека, в том числе и родителями воспитанников стала присутствовать в нашем окружении. В группах стали работать творческие мастерские, где дети совместно с воспитателями создавали рисунки, аппликацию и этими работами украшали интерьер группы и детского сада. Общими стараниями создали атмосферу, которая стимулирует проявление творчества. Обращая внимание на красоту окружающих предметов развиваем у детей эстетическое восприятие. При рассматривании хохломских узоров, семеновских матрешек знакомим детей с элементами росписи, обращаем внимание на красоту природы, ведь именно цветы, травка, птицы, ягоды являются компонентами узора.

Во время экскурсии на местные предприятия, а также в процессе встреч с интересными людьми, дети получают первые художественно – эстетические впечатления, приобщаются к искусству, получают первые представления о профессиях, с которыми в дальнейшем, они могут связать свою судьбу. У них развивается познавательный интерес и любознательность; идет приобщение к познанию окружающего мира; развивается интерес и уважение к труду взрослых. Завороженно дети наблюдали за работой токаря, который на станке из деревянной болванки вытачивает силуэт матрешки. Познакомившись с трудом взрослых, дети хотят сами попробовать свои силы в росписи ложек, матрешек.

На помощь педагогам пришли сотрудники музея «Золотая Хохлома», которые провели мастер-класс по росписи ложки для педагогов, а на фабрике «Хохломская роспись» для детей и воспитателей был организован мастер-класс по росписи матрешки. Вся работа строится с учетом интеграции образовательных областей: изобразительную деятельность, игровую (дидактические игры «Собери матрешку»; «Составь узор»); разучивание стихов о народных промыслах Семеновского края, проведение досугов.

Традиционно в нашем городе в музейно- туристическом центре «Золотая Хохлома» проходит конкурс «Мисс Золотая Хохлома», где наши воспитанницы являются его участницами. Во время конкурса они читают стихи о хохломе, участвуют в мастер-классе по росписи ложки.

Формирование художественно-эстетического восприятия у детей происходит в непрерывной связи с ознакомлением истории родного Семеновского края, развитием местных народных промыслов. Художественные произведения наших земляков: «Сказ про Семена-ложкаря» С.В.Афоньшина и стихи Бориса Корнилова способствуют усвоению эталонов красоты дошкольниками. Комплекс мероприятий, направленный на формирование ценностно-смыслового и эстетического отношения детей к окружающей действительности через ознакомление с видами художественного труда взрослых в дошкольном образовании способствует формированию эстетических чувств детей, устойчивого интереса к художественному творчеству, чувства принадлежности и уважения к труду взрослых, связавших свою жизнь с творческими профессиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — п.2.6.
  2. Народное искусство — детям. Под ред. Т.С.Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 13 с.

 

Статья в формате PDFIVF-Thailand-pdf_download