15 Мар

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Шурыгина Светлана Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 55
комбинированного вида»,
г. Воркута, Республика Коми

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье автор обобщает личный опыт работы с детьми раннего возраста, используя малые жанры фольклора в режимных моментах, при адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: устное народное творчество, адаптация, фольклорные жанры, словесные игры, режимные моменты, речь.

Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки и сказки. Именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Трудно себе представить детскую жизнь без игр веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Поэтому, я поставила задачу — прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус. Исполняя с детьми потешки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, развиваю речь детей, они получают первые знания по культуре и поведении, познают природу и животный мир, получают физическое развитие.
Большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. Я заметила, что у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом,  и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним, я отвлекаю его от грустных мыслей, беру его на руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг!».
Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:
«Поехали-поехали по ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам
Все прямо и прямо».
Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях: «А потом вдруг…..в яму! Бух!» Ребенок смеется.
Одна игра-забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:
«У сороки – боли, у вороны – боли,
А у моего хорошего, да у моего пригожего
Димочки, голубчика, все заживи!»
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел! Песенки-потешки приносят радость, оживляют повседневную жизнь детей, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся».
А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
«Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Катя, маму слушайся».
Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: «Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!» Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет». Во время обеда дети «поправляют» воспитателя, слушая потешку:
«Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту, мышки – за корку,
Детки – за молоко».
«Нет, за борщ, а не за молоко!»
Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, – такое множество слов к одному слову курочка. Ну где бы еще почерпнули дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях! Поэтому мною была создана картотека потешек, закличек, загадок для использования их в режимных моментах. Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.
Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаю условии для стимулирования чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции использую специальные упражнения – напев фраз из потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное, я использую материал ненавязчиво и увлекательно, например – имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети выполняют движения в соответствии с содержанием: хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, топают ногами, играют в пальчиковые игры.
При организации игр фольклор незаменим. Вызываю у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети раннего возраста «приобщаются» к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают, что о животных надо заботиться и что их «благополучие» зависит от людей. Например: «Наши уточки с утра кря-кря-кря!», «Галки, вороны, все ли вы здоровы?», «Пошел котик на торжок», «Ранним-рано по утру пастушок: Ту-ру-ру-ру!»
При наблюдении за природными явлениями, их красотой, без устного народного творчества не обойтись:
«Уж ты зимушка-зима,
Ой ты радуга-дуга,
У нашего Гришеньки под окошком вишенки,
Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей!»
Дидактические игры, например: «Узнай потешку», «Подари петушку перышко», «Кто что ест?», «Купание куклы Кати» и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль «сороки», обращается к «своим деткам»: «У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Саша, в магазин». Или: «Лена, налей воды, будем чай кипятить!» В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении учебной деятельности на игровой основе – оценка деятельности детей. Система построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать. Постепенно дети учатся рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, жестов, словами.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя. Приобщение детей начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Для детей до трех лет любая деятельность – игра, и в то же время любая игра – это вполне серьезное занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефимова И.В. Хрестоматия для детей 2-3 лет. – Ростов-на-Дону: Феникс-Премьер, 2014. – 64 с.


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download