14 Апр

«ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ». КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СТОЛЕТОВА Анна Сергеевна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад КВ № 107 «Лукоморье»,
г. Вологда, Россия

 «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ». КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и ключевых проблем в условиях современной России. Переосмысление советского прошлого и изменение концепции развития государства накладывают особый отпечаток на развитие духовной культуры общества. Трудно переоценить значение уже имеющейся педагогической практики. Как писал В.А. Сухомлинский, «от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины» [1, с.81].

На наш взгляд, формирование привязанности, личной ответственности, гордости за родную землю – важнейшие ориентиры в воспитании детей для педагогов настоящего времени. Одним из средств воспитания в данном контексте выступает песня и музыка. Наибольшее воздействие на эмоционально отзывчивых и восприимчивых дошкольников имеют песни. Они всегда личностно-ориентированы, развивают творческий потенциал и познавательный интерес, способствуют сплочению детей и взрослых. Важно учитывать, что родители, и тем более дети, отдалены от реалий военного времени, педагог при этом обязан установить связь поколений. Считаем, что позиция педагога, нацеленного на воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников должна всячески и всесторонне поддерживаться и воплощаться в систематических, разноплановых формах непрерывно-образовательной и игровой деятельности.

Конспект НОД для детей подготовительной группы.

Цель: создание условий для формирования знаний и представлений детей о знаменательной дате «9 Мая – День Победы», проявления творческой активности детей; содействие развитию чувства патриотизма; воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, к ветеранам Великой Отечественной войны.

Образовательные задачи:

  • формировать представления детей о войне;
  • познакомить детей с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Развивающие задачи:

  • способствовать обогащению активного словаря;
  • совершенствовать развитию связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи;
  • содействовать развитию интонационной культуры речи и стимулировать собственное словесное творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать в детях уважительное отношение к участникам и героям войны;
  • способствовать развитию духовно-нравственных качеств (отзывчивость, патриотизм, уважительное отношение к труду).

Интегрируемые области: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Форма организации детей: групповая.

Форма проведения занятия: беседа.

Предварительная работа: чтение героических сказок о русских богатырях («Никита Кожемяка»), чтение художественных произведений (С. Маршак «Пограничники», А. Барто «На заставе»); просмотр семейных архивов с фотографиями дедушек и бабушек – участников войны; экскурсии с родителями к «Вечному огню».

Оборудование: подготовка иллюстраций улиц г. Вологды, изображений памятников, Мемориалов Славы в разных городах, боёв сражений, Могилы Неизвестного Солдата, писем с фронта; фотографии городов-героев, а также форма, медали, открытки, книги, посвященные войне.

Методы и приемы: наглядные, словесные (вопросы, объяснение, обсуждение), демонстрации иллюстраций, приём интонационной выразительности речи.

Работа с понятийным аппаратом: маршал, партизаны, граница, столица.

Ожидаемый результат по циклу / комплексу НОД в рамках темы «Образ Родины в контексте трансляции песен военных лет (1941–1945 гг.)» (в купе с деятельностью музыкального руководителя) – это участие детей в конкурсах на локальном уровне, городских и всероссийских фестивалях песни, праздниках в честь Великой Победы.

Ход непрерывно-образовательной деятельности.

Организационный и мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: «Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас осуществить путешествие во времени. Вы согласны? Здорово! Будет интересно и увлекательно! Ребята, недавно мы отмечали праздник, посвященный защитникам Отечества «23 февраля», а какие вы еще знаете праздники, чтимые всеми людьми нашей страны?»

Ответы детей. Дети обращают внимание на коробку-посылку.

Воспитатель: «Кто же может нам послать эту посылку? (ответы детей). Воспитатель поясняет, что совсем забыла рассказать, что эту коробку прислал наш земляк-вологжанин, участник Великой Отечественной войны, полководец, маршал, герой Советского Союза Иван Степанович Конев [2]. В 1945 г. войска под командованием И.С. Конева вели тяжелые бои, прорвав немецкую оборону, они начали наступление на г. Берлин. В Вологде именем И.С. Конева названа улица, на пересечении улиц А.Ф. Можайского и И.С. Конева установлен памятник [3]».

Дети открывают коробку, а в ней форма, медали, открытки, книги, посвященные войне, пластинка и др.

Вопрос воспитателя, связанный с пластинкой: «Дети, какой предмет находится у меня в руках? Для чего он используется?» (Продемонстрировать пластинку).

Пояснение воспитателя: «Мне кажется, пластинка расскажет нам о тех песнях, которые люди пели и слушали в войну. А что же еще интересного нам прислал Иван Степанович Конев?»

Дети обращают внимание на письмо. Сообща читают. Развертывается виртуальный диалог с виднейшим военачальником Великой Отечественной войны.

Чтение письма: «Ребята, пишет вам участник уже далекой для вас войны, а для меня одного из самых жутких событий моей жизни, маршал (пояснить, что это высшее воинское звание) Иван Степанович Конев. Праздник «День Победы» является особенным, потому как в этот день 72 года назад народ победил очень сильного врага – фашистскую Германию. Это была очень страшная война. Немецкие (фашистские) войска внезапно и неожиданно напали на нашу Родину. Им хотелось захватить самый главный город нашей страны».

Вопрос воспитателя: Как вы думаете, какой именно? (Ответы детей). Сейчас заиграет песня с пластинки, которую нам послал Иван Степанович Конев (играет первая песня — «Моя Москва» композитора И. Дунаевского).

Вопросы воспитателя после прослушивания: «О каком городе идет речь в песне? Какими словами автор песни подчеркивает свою любовь к столице нашей страны? А вы любите г. Москву, посещали город? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Воспитатель: «Давайте продолжим чтение письма: «Фашистские войска были очень сильные. У них имелась разнообразная военная техника: танки, самолёты, военные корабли и хорошо обученные солдаты, поэтому наши войска сначала отступали и терпели поражения». Есть ли в нашем городе, памятники, посвященные Великой Отечественной войне?»

Ответы детей – (при необходимости оказать помощь). Обратить внимание, что в городе существует Парк Победы, где под открытым небом создана выставка боевой техники – вертолет, танки, зенитные установки (пулемётная установка на подвижном (колёсном, колёсно-гусеничном, гусеничном) шасси, предназначенная для ведения огня по воздушным целям [4]. Одним из памятников, посвященных Великой Отечественной войне, является Танк Т-34.

Пояснение воспитателя: «Монумент был воздвигнут в честь боевых достижений танкистов-вологжан и трудового подвига жителей Вологодчины в годы войны. Располагается он на улице Мира. Установленный в городе танк являлся боевым и участвовал в освобождении Европы [5]. Я знаю, что на пластинку записана песня, посвященная танкистам – защитникам Родины. Давайте послушаем ее?»

Играет вторая песня — «Три Танкиста» (композиторы братья Покрасс, слова Б. Ласкина).

Вопросы воспитателя: «Как вы поняли, ребята, прослушав песню, что защищали танкисты? (Границу). Как вы думаете, они выполняли важную задачу? Нелегкую? Для чего они это делали? Какими качествами должны были обладать танкисты? (Сила, храбрость, смелость, непобедимость). Давайте снова обратимся к письму: «Фашисты почти дошли до Москвы. Они разоряли на своём пути нашу страну, брали в плен мужчин, женщин, детей. На борьбу с ним и поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Вместе с взрослыми в партизанских отрядах также воевали за свою Родину дети. Они были очень смелыми и мужественными».

Вопрос воспитателя: «Ребята, а кто такие партизаны? (Пояснение: партизаны – это люди, воевавшие на территории, захваченной противником и не входившие в состав армии. В их числе были дети, девчонки и мальчишки, такие как вы и чуть старше). О партизанах сложено немало песен. Давайте послушаем одну из них».

Играет третья песня — «Шумел сурово брянский лес» (стихи А.В. Софронова, музыка С.А. Каца) или «Смуглянка» (слова Я.З. Шведова, музыка А.Г. Новикова).

Вопросы воспитателя: «Ребята, прослушав песню, как вы поняли, где воевали партизаны? (Партизаны вели бои чаще всего в лесах). Как вы думаете, какими качествами характера обладали партизаны? (Бесстрашные, отважные, сильные).

Пояснение воспитателя: «Мужество, отвага и стойкость наших солдат не дала врагу пройти дальше и разорить нашу Родину. Много героев погибло на поле боя. Об этом нам рассказывает еще одна песня. Послушайте, пожалуйста».

Играет четвертая песня — «Эх, дороги…» (композитор А. Новиков, стихи Л. Ошанина).

Вопросы воспитателя: «Ребята, как вы поняли, каков характер этой песни? (Грустная, печальная, медленный темп). О чем это говорит? (О грусти солдат и матерей, всех кто ждет с войны своих детей и мужей). Какие чувства /эмоции испытываете вы, слушая данную песню?»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь дочитаем письмо: «На Красной площади в Москве горит Вечный огонь у Могилы Неизвестного Солдата».

Иван Степанович интересуется: «А что значит Неизвестного? (Ответы детей.)

Пояснение: «Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники».

Вопрос воспитателя»: «Есть ли в нашем городе такой памятник? Наверное, все вы его видели, он располагается на площади Революции [6]».

Планирование предстоящей деятельности. Выдвижение гипотез.

Воспитатель: «Как, вы, считаете, ребята, зачем маршал Великой Отечественной войны И.С. Конев прислал нам письмо?»

Обсуждение. С помощью воспитателя дети приходят к выводу, что автор письма решил напомнить ребятам о значении страшной войны, о том, что нужно помнить всех ее участников, относиться к ним с уважением. Для этой цели люди воздвигают памятники, одним из которых является Вечный огонь.

Вопрос воспитателя: «А есть ли в нашем городе Вечный огонь?» (Ответы детей).

Пояснение воспитателя: «Каждый год люди приходят к Вечному огню, скорбя о тех, кто сохранил для нас нашу страну. Ребята, давайте с вами нарисуем Вечный огонь, как символ мира и нашей с вами памяти о героях войны».

Самостоятельная деятельность детей.

Ребята самостоятельно рисуют Вечный огонь.

Совместное обобщение результатов, подведение итога.

Вопросы воспитателя: «Как называется столица нашей Родины? Какие памятники существуют в нашем городе и кому они посвящены? Почему наша армия победила в Великой Отечественной войне? Каким нужно быть, чтобы отбить натиск врага? Как вы думаете, почему нужно помнить героев войны?»

Рефлексивно-оценочный этап.

Устраивается выставка творческих работ.

Вопросы воспитателя:»Ребята, давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось (показ работ). Что сегодня для вас было для вас самым интересным, сложным? Как мы можем выразить свое уважение участникам войны? Что мы можем рассказать о войне своим друзьям?»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  2. Конев Иван Степанович (фото) // 1941-1945.RU URL: http://1941-1945.ru/konev.htm. (Дата обращения: 08. 04. 2017).
  3. Памятник маршалу Коневу И.С. в Вологде // Вологодская областная универсальная научная библиотека. Великая Отечественная война в памяти вологжан 1941–1945. URL: http://www.booksite.ru/war1941-1945/18_1.html. (Дата обращения: 08. 04. 2017).
  4. Парк Победы // Информационно-аналитическое агенство СеверИнформ. В Вологде открылся музей военной техники под открытым небом (ФОТО). URL: http://www.severinform.ru/index.php?page=newsfull&date=08-05-2015&newsid=228843. (Дата обращения: 08. 04. 2017).
  5. Танк Т-34 // Официальный сайт Администрации города Вологды. О городе. URL:http://vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?SECTION_ID=4472&ID=89947. (Дата обращения: 08. 04. 2017).
  6. Мемориал «Вечный огонь» // Свободная энциклопедия Википедия. Список памятников Вологды. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_памятников_Вологды. (Дата обращения: 08. 04. 2017).

 


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download