19 Апр

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОВАЛЁВА Ольга Дмитриевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №366»,
 г. Челябинск, Россия 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Память – это основа психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.  Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы родителей, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т.п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память есть кратковременная.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что – то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки объясняется активным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно.

Дошкольный возраст – это период господства природной, непосредственной непроизвольной памяти, развитие которой просто необходимо как залог успешности в дальнейшей жизни с многоликой и огромной информацией. И если не обращать внимания на развитие памяти, ребенок сможет усваивать минимум, ему будет сложно в процессе дальнейшего обучения.

К концу дошкольного периода (6 – 7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности, и он уже может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания – это главное достижение дошкольного периода. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминания материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т.д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Дошкольник младшего возраста (3 – 4 года) запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2 – 3 (см. таблицу 1). Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешают ребенку запоминать.

Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5 – 7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводят 4 – 5 слов (см. таблицу 1). Кроме того, большинство детей этого возраста уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8 – 9 слов (см. таблицу 1). По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

Таблица 1

Возраст Объем природной памяти Объем культурной памяти
3 – 4 года 2 – 3 сл. 3 – 4 сл.
5 – 7 лет 4 – 5 сл. 8 – 9 сл.

Для развития природной и культурой памяти у дошкольников используются продуктивные игры, задания и упражнения:

  1. «Запомни картинки». Развивается непосредственная произвольная зрительная память. Ребенку предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 – 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10 – 12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Необходимо постепенно увеличивать количество запоминаемых объектов.
  2. «Пиктограммы». Развивается опосредованная произвольная память (для детей 5 – 7 лет). Ребенку выдается лист бумаги, разделенный на 10 клеток. Его задача состоит в том, чтобы запомнить 10 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые взрослый будет произносить с интервалом 7-10 сек. При этом ребенок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение – пиктограмму. Через некоторое время (7-10 мин.) ребенку необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний.

Примерный набор слов:

веселый праздник — гнев,

вкусный ужин — радость,

теплый ветер — болезнь,

хороший товарищ — мороз,

смелый поступок — скорость.

  1. «10 слов». Развивается произвольное слуховое запоминание. Ребенку предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые воспитатель произносит с интервалом 2-3 с.
  2. «Запомни числовую последовательность». Развивается произвольная слуховая память. Воспитатель называет последовательность изученных цифр с интервалом 2-3 сек. и предлагает ребенку повторить ее. Начиная с составляющих, увеличивает последовательность. Чем больше количество цифр сможет правильно повторить ребенок, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал. Примерные цифровые последовательности: 3-5, 2-4-6, 1-3-5-7 и т.д.
  3. «Свяжи слова». Развивается смысловая память. Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Воспитатель зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую – либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов – 5 сек.). После прочтения всех пар слов через 10 мин., взрослый читает левые слова каждой пары, а ребенок воспроизводит слова правой половины ряда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. — М.: Владос, 2003.
  2. Истомина З.М Психология дошкольника: Хрестоматия. — М.: Академия, 2000.
  3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2008.


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download