31 Мар

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

КИЗЫМА Галина Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ №4 «Снегурочка»,
г.Салехард, ЯНАО Тюменская область, Россия
 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь – это один из самых главных факторов развития человека. Она является одним из основных средством общения между людьми. Речь оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, на его волевые качества, характер, взгляды, убеждения и отражает ту социальную среду, в который он растет. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, которые плохо говорят, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное и чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки в речи могут привести в дальнейшем к неуспеваемости в школе. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность заполнения, логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.

Нарушение речи может быть обусловлено следующими причинами:

  • наследственные факторы;
  • осложнения после болезни;
  • особенности родов.

В своей работе систему развития речи я строю следующим образом. В начале учебного года, совместно с учителем-логопедом, обсуждаем и определяем основные задачи по формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. На следующем этапе вырабатываются единые требования к речи детей, разрабатывается комплексная программа.

При разработке программы учитываются следующие направления:

  • учет возрастных особенностей и возможностей детей;
  • диагностика и определение уровня речевого развития каждого ребенка;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
  • взаимодействие детского сада и семьи;
  • тесная преемственность в работе воспитателей и узких специалистов.

Я провожу занятия, рекомендованные комплексной программой с учётом лексических тем; пополняю и активизирую словарный запас детей; контролирую звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Учитель-логопед на своих занятиях формулирует темы, знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями, руководит моей работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. При планировании занятий я руководствуюсь методическими указаниями логопеда.

По лексико-грамматическим темам я выполняю следующие работы:

  1. Знакомлю с понятиями, названиями предметов, действий, признаков; экскурсии, целевые прогулки, практическая деятельность; подробно рассматриваю с ребенком предметы, выделение их основных частей, признаков, действий; провожу упражнения в практическом словоизменении, словообразовании; описываю предметы, сравниваю две однородные предметы.
  2. Для активизации словаря отрабатываю чисто произносимый материал и определённые словосочетания; определяю вместе с логопедом объём пассивного и активного словаря, речевые навыки, которые необходимо закрепить с каждым ребенком; веду работу над обогащением словарного запаса детей по лексическим темам.
  3. Провожу работу над предложением, закрепляю отдельные модели словоизменения; отрабатываю употребления словосочетаний, составление предложений определённого типа.
  4. Провожу работу над связной речью: пересказывание, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме; разучиваю стихи, читаю художественную литературу.
  5. Систематически обучаю детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта.

Необходимыми элементами при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляю поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) организовывается речевая практика детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.

Специфика моей работы, как воспитателя логопедической группы, включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальную работу провожу во всех режимных моментах в течение дня. При этом я руководствуюсь основными требованиями к индивидуальной работе:

— закрепление поставленных на занятиях логопеда звуков;

— закрепление понимания детьми коротких рассказов и умения их пересказывать;

-включение в связную речь отработанных грамматических конструкций;

-развитие словарного запаса по изучаемым лексическим темам;

-заучивание стихотворений, чистоговорок;

— повторение упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза, мелкой моторики.

Одной из задач моей работы как воспитателя является повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.д. В случае необходимости, я в тактичной форме исправляю речь ребенка. Я знаю, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и слежу за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. Особое внимание уделяю развитию познавательных интересов детей. При этом учитываю отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта сужения контактов с окружающими. Создаю доброжелательную обстановку в детском коллективе, стараюсь укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживаю отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

Известно, что речь ребенка развивается по подражанию речи взрослого, а сила подражания играет огромную роль в развитии языкового чутья. Я учу детей извлекать информацию из наблюдений, (например: что находится за березой, перед, на, под) путем элементарного экспериментирования (вода замерзает, тает, воздушный шарик – летает и т.д.). Совместно с детьми мы обследуем существенные зависимости в предметном мире, природе. При проведении занятий постоянно использую сюрпризные моменты. Дети гораздо с большим интересом внимательно слушают не педагога, а «пришедшего» в гости сказочного героя. Этот прием обучения помогает мне объяснить и закрепить материал и проверить знание детей. Практически для любой темы можно подобрать сказочных персонажей, например, Знайка и Незнайка, Старичок-Лесовичок, Сказочная Фея и т.д.

Таким образом, я считаю, что выбранная мной система коррекционной работы поможет детям своевременно овладеть правильной речью и позволит сформировать полноценную личность.

 

Статья в формате PDFIVF-Thailand-pdf_download