10 Апр

ДЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЕТСКОГО САДА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

ПЕРМЯКОВА Оксана Ивановна,
заместитель заведующего
по учебно-воспитательной и методической работе,
МБДОУ «ДС  № 96 «Капельки»,
г. Норильск, Красноярский край, Россия

ДЕТСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЕТСКОГО САДА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Доброй традицией нашего дошкольного учреждения стало ежегодное проведение научно-практических конференций, к участию в которых мы привлекаем не только наших воспитанников, но и учащихся начальных классов школ города, их родителей и педагогов.

Научно-практические конференции способствуют выявлению одаренных детей, развитию самостоятельности и инициативности, поддержке творческих интересов. Это эффективная форма вовлечения детей и родителей в совместную познавательную научно-исследовательскую деятельность.

Цель проведения Конференции: Способствовать развитию творческой и научно-исследовательской деятельности детей, формированию естественно-научного мировоззрения.

Задачи:

  • развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала ребенка путем совершенствования исследовательских навыков;
  • создание условий для общения, развития навыков публичного выступления;
  • выявление и поддержка одаренных и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе.

Тема наших Конференций – коллекционирование, как одно из наиболее ярко проявляемых направлений деятельности детей.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее, получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать [1; с. 63].

Для проведения Конференции необходима была большая подготовительная работа. Необходимо было расширить и уточнить представления детей по теме коллекции, определить способы получения информации, собрать и систематизировать предметы, правильно их оформить. Материал должен быть близким личному опыту ребенка, вызывать эмоциональный отклик и интерес.

Оформление выставки коллекций способствовала сплочению педагогов и родителей, развитию творчества.

Важный этап – подготовка презентации своей коллекции, в ходе которой необходимо было учитывать, что информация должна быть научной и, в то же время, доступной и интересной детям. Так, демонстрация предметов и коллекций сопровождалась сказками, интересными историями и т.д.

Большой интерес для детей и взрослых вызвали коллекции, вещи и предметы, принадлежащие семьям воспитанников. Ведь легче всего можно показать детям изменения, происходящие в мире, на примере истории своей семьи. Так на одной из конференций были представлены подлинные семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение.

Во время выступления детей значение приобретали как теоретические знания по теме исследования, так и практические умения наглядной презентации своей коллекции или экспоната. Важным решением организаторов Конференции был отказ от мультимедийных презентаций: все внимание должно быть уделено непосредственно представляемым предметам.

В процессе подготовки и участия в Конференции ребята научились оформлять свою коллекцию, наглядно ее представлять, получили первый опыт публичного выступления перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, воспитателей. Главный итог данных мероприятий – желание стать участниками Конференции, активно вовлекая родителей, участие которых наиболее ценно для детей.

Сценарий Городской научно-практической конференции дошкольников и младших школьников «В мире коллекций».

Ведущий: «Мы открываем Городскую научно-практическую конференцию дошкольников и младших школьников «В мире коллекций».

Под музыку в зал входят ведущие – взрослый и ребенок.

Ребенок: «Сегодня у нас знаменательный день! День Коллекционирования!»

Взрослый: «Наверняка почти все присутствующие коллекционируют что-либо на протяжении всей жизни. По крайней мере, пробовали в свое время что-то собирать. Кто-то, вырастая, забывает былую забаву, кто-то продолжает серьезно этим заниматься».

Ребенок: «Коллекционирование – это прекрасно!»

Взрослый: «Коллекционирование — это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения».

Вместе: «Даешь коллекцию!»

Взрослый: «Что только не хранится в «закромах» наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками».

Ребенок: «Для ребенка — это самое настоящее богатство! Бесценное сокровище! Но кто такие – коллекционеры? И что можно собирать?»

Взрослый: «Собирать можно все, что угодно: предметы культуры или природные объекты, продукты деятельности или информацию».

Ребенок: «Собирают денежные знаки, значки, открытки. Ракушки, почтовые марки».

Взрослый: «А я знаю, что многие любят собирать игрушки. Да, игрушки часто становятся объектом коллекционирования и у детей, и у взрослых».

Ребенок: «А вот сладкоежкам по душе собирание фантиков от конфет и шоколадных оберток».

Взрослый: «Настоящие коллекции со временем поступают в настоящие музеи. Это серьезное занятие, которым люди занимаются в течение многих лет и собирают огромные коллекции. Коллекционера уважают не только за количество предметов в коллекции, но и за знание темы. Заниматься просто собирательством недостаточно.

Ребенок: «Да и не интересно!»

Взрослый: «Необходимо изучать свою коллекцию, читать специальную литературу, постоянно искать интересную информацию, как это делают участники нашей конференции».

Ребенок: «Сегодня они представят свои коллекции и свою научную работу. Они волнуются, переживают».

Взрослый: «Но мы думаем, что они настоящие коллекционеры и исследователи, и у них все получится! Ну что ж…»

Ребенок: «Ни пуха, ни пера!!!»

Ведущий: «Слово предоставляется первым участникам нашей Конференции».

Выступления участников. Звучит музыка гномов.

Ведущий: «Ребята, по-моему, к нам спешат гости!»

В зал входят 3 гнома.

Гномы: «Дорогие гости, дорогие зрители!

Мальчики и девочки, а так же их родители!

Сегодня вы увидите, сегодня вы услышите,

Историю, которую поведаем сейчас!

За высокими горами,

За далекими лесами,

Да в неблизкой стороне,

В одной сказочной стране

Стоит терем расписной,

Обнесен большой стеной.

И молва о том идет,

Что в том тереме живет

Не колдунья, не царица,

А прекрасная девица.

Как же девицу зовут?

Догадаться можно тут! –

Загадка эта нетрудная…

Василиса Премудрая!»

Ведущая: «Про наш праздник она узнала

И сундук сюрпризов прислала.

Но сундук к Кощею попал,

И Кощей его заколдовал.

Замкнул на три замка без ключей

Сундук Василисы Кощей.

Как сундук нам расколдовать?

Как нам праздник теперь продолжать?»

Под музыку входит Василиса.

Василиса: «Здравствуйте, мои друзья!

Рада встрече с вами я.

В гости вы меня не ждали,

Но, конечно же, узнали.

Василиса я, девица,

Всем премудростям царица.

Я узнала, что Кощей

Три замка – да без ключей –

Наложил на мой сундук.

И скажу я вам, как друг:

Все дела я отложила,

К вам на помощь поспешила.

Но даже знания мои

Бесполезны все, увы!

Ваша помощь здесь нужна.

Вы поможете, друзья?

Если выполним заданье,

То разрушим заклинанье.

Знаний, сил не пожалеем

И сундук открыть сумеем!

Чтобы первый снять замок,

Нужно выполнить урок:

Вы загадки отгадайте

И скорей замок снимайте.

Я не зря зовусь Премудрой

Будет вам немного трудно:

Те загадки не простые,

И отгадки в ней чудные».

Звучат загадки о семье.

Василиса: «Вы прекрасно постарались

Вот уж два замка осталось!»

Ведущий: «Вы прекрасно справились с загадками о семье, а я представляю следующих участников Конференции, которые расскажут о семейных коллекциях».

Ребенок: «Наверное, их собирают всей семьей?»

Взрослый: «Да! И к тому же не одно поколение! Например, начинали собирать коллекцию еще бабушка или прадедушка».

Выступления участников.

Василиса: «Как же снять замок второй?

Ключик нужен здесь другой.

Сейчас устроим испытанье

И проверим ваши знанья».

Звучат загадки о школьных принадлежностях.

Василиса: «Вы, ребята, молодцы –

Все сплошные мудрецы!

Вот и выполнен урок,

Можно снять второй замок!»

Ведущий: «Многие из вас – успешные ученики школ, а кто-то скоро ими станет. Вы быстро и правильно отгадали все загадки Василисы о школе и школьных принадлежностях. Но не все из вас знают, что школьные принадлежности тоже могут стать предметом коллекционирования».

Выступления участников.

Ребенок: «Хороши мои игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки.

С ними весело играть,

Но не нужно их ломать».

Ведущий: «Следующие участники нашей Конференции представят нам коллекции игрушек. Но все они такие разные!»

Выступления участников.

Взрослый: «Скажи, пожалуйста, что ты любишь больше всего?»

Ребенок: «Путешествовать!»

Взрослый: «Я знала, что ты так скажешь! А как ты любишь путешествовать?»

Ребенок: «По-разному: самолетом, машиной, поездом…»

Взрослый: «А как ты думаешь, что чаще всего привозят на память о путешествии?»

Ребенок: «Что чаще всего? Не знаю, мы однажды привезли бабочку засушенную, в рамке, помнишь? Она такая красивая! Я смотрю на нее и вспоминаю, как мы были на выставке бабочек».

Взрослый: «А чаще всего, на самом деле, привозят магниты! Но ты тоже права. Насекомых так же очень часто привозят из путешествий. Слово нашим следующим участникам».

Выступления участников.

Василиса: «Больше нечего бояться.

Уж Кощею не добраться

До подарка моего.

Ну-ка, отопрем его!

Здесь для вас, мои друзья,

Я подарки припасла!»

Вручение подарков участникам конференции.

Взрослый: «Как вы видите, существует великое множество видов коллекций. А само коллекционирование – очень увлекательное и полезное занятие! Коллекционирование – труд тяжелый!»

Ребенок: «Но это – волшебство!»

Взрослый: «И если в жизни раз коснулся его сердцем…»

Ребенок: «Взлететь от радости открытья будет вам дано!»

Взрослый: «Так пусть господствуют коллекции,

Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!»

Ребенок: «Коллекция не даст вам умереть от скуки!»

Взрослый: «И сделает ваш ум острее, чем топор! Желаем удачи, терпения, целеустремленности и дальнейших успехов юным коллекционерам, их родителям и педагогам».

Сценарий городской научно-практической конференции дошкольников и младших школьников «Семейная реликвия».

Ведущий: «Мы открываем Городскую научно-практическую конференцию дошкольников и младших школьников «Семейная реликвия».

Под музыку в зал входит ведущие – взрослый и ребенок.

Взрослый: «Сегодня у нас знаменательный день! День семейной реликвии! Что же такое реликвия? (можно спросить детей). Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом».

Ребенок: «Семейные реликвии ценны вдвойне».

Взрослый: «Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми – это лицо семьи, лицо целого рода. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях».

Выступление участников.

Взрослый: «В каждом доме: в гараже, в чуланчике, на чердаке, в бабушкином сундуке хранится много старых вещей».

Ребенок: «Почему же мы храним эти вещи? Они нам интересны с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта?»

Взрослый: «Да, возможно. Но, прежде всего, они дороги нам как память о наших предках».

Выступление участников.

Взрослый: «Следующие участники нашей конференции представят целые семейные коллекции, которые были собраны несколькими поколениями».

Выступление участников.

Взрослый: «Всю свою жизнь человек проводит в семье. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы…»

Ребенок: «Но неизменными остаются семейные традиции».

Выступление участников.

Взрослый: «Каждая семья по-своему уникальна. В некоторых семьях сохранились настоящие сокровища – пожелтевшие семейные фотографии далеких прапрадедушек и прапрабабушек».

Ребенок: «Это уникальные семейные реликвии, свято хранимые в семьях».

Выступление участников.

Ведущий: «История каждой вещи – это история человека, история семьи. И как бы смогли дойти до нас эти предметы, если бы мы их не берегли, не хранили, не держали «за семью печатями».

Взрослый: «Ценны семейные реликвии еще и тем, что помогают понять нам: жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки».

Выступление участников.

Взрослый: «Часто семейные реликвии хранят историю не только своей семьи, но и связаны с историей страны, являются уникальным носителем, отображающим конкретные исторические события».

Выступление участников.

Взрослый: «Семейные реликвии позволяют прикоснуться к истории семьи, почувствовать, что она нам близка, что затрагивает и нашу жизнь, влияет на все, что с нами происходит сегодня».

Ребенок: «Многие семьи хранят реликвии, за которые переполняет чувство гордости».

Взрослый: «И, возможно, они никогда бы не узнали о славных прошлых их предков, если бы ни давняя традиция – хранить и передавать из поколения в поколение летопись семьи и семейные реликвии».

Выступление участников.

Взрослый: «Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным».

Ребенок: «Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего».

Взрослый: «Вот и подошла к концу наша конференция. Очень много удивительных историй мы услышали сегодня: «Семейные традиции», «Семейные реликвии». Конечно мы должны сохранять и передавать их новому поколению».

Ребенок: «Ведь семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. И сегодня зажигаем их мы с вами. И через много лет скажем «Мы знаем! Мы помним! Мы сохраним!»

Вручение дипломов, подарков участникам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1997. – 271 с.
  2. Вербенец А, Мяленко Ю. Старший дошкольник в художественном музее //Детский сад от А до Я. №6, 2007.

 

Статья в формате PDFIVF-Thailand-pdf_download