18 Апр

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

РУСАКОВА Валентина Александровна,
воспитатель 1 категории,
МАДОУ «Детский сад №32»,
г. Екатеринбург, Россия

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

На сегодняшний день в России складывается непростая ситуация. Виной всему не смена политической системы и даже не экономический кризис, а разрушение человеческой личности. Современное общество ставит на первое место материальные ценности, не уделяя должного внимания духовности. Дети не имеют полного представления о справедливости, милосердии, сострадании, великодушии, патриотизме, доброте. Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания столь актуальна в наши дни.

Процесс становления личности и ее нравственности нельзя ставить в определенные возрастные границы. Эти изменения происходят на протяжении всей жизни человека. Но нельзя забывать о существовании определенных норм, которые просто необходимы для жизни. Обучение таким нормам нужно начинать как можно раньше, чтобы помочь ребенку во взаимодействии с окружающим миром.

«Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе» [2].

В период дошкольного детства закладываются основы морали. Чем успешнее этот процесс, тем выше духовно-нравственное развитие дошкольника. Не случайно в российской педагогике воспитание и духовно-нравственное развитие всегда шли неразрывно друг с другом.

Развитие духовно-нравственных качеств личности позволяет сохранить в детях доброту, человечность. Дети учатся общаться, осваивают правила поведения в обществе, становятся более устойчивыми к нежелательным воздействиям со стороны окружающих.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России подтверждает выше сказанное. «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [1].

Не обошел стороной данную тему и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2013 года «Об образовании в Российской Федерации». В данном нормативном документе сообщается, что содержание образования должно способствовать взаимопониманию, сотрудничеству, всестороннему развитию, а также формированию и развитию личности «в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [4, ст.12, п.1].

Как в нормативно-правовой, так и в психолого-педагогической, литературе встречаются понятия «нравственности» и «духовности», смысл которых нам необходимо раскрыть.

Словарь современной педагогики определяет духовность как обязательное наличие созерцательности, подотчетность совести, попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, т.е. с Богом.

В центре духовности находятся высшие моральные ценности.

Нравственность (мораль) — совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения [3].

«Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека» [1].

В детском саду рекомендуется развивать духовно-нравственные качества с помощью детского фольклора. Устное народное творчество является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Дети познают красоту окружающего мира, красоту слова, языка. Фольклорные произведения положительно влияют на становление личности ребенка, способствуют развитию моральных качеств, они интересны, поучительны и жизненны. При всем при этом произведения устного народного творчества просты для понимания дошкольника, легко запоминаются, то есть соответствуют возрастным особенностям детей данной возрастной категории.

Дети очень любят произведения устного народного творчества во всем многообразии жанра: потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, сказки. Они находят себе героев, которым стремятся подражать. Именно так, через игру, дошкольники приобретают нравственный опыт.

Трудно переоценить воспитательное значение фольклора. Русское народное творчество является огромной ценностью, оно сопровождает ребенка с раннего детства. Купая, одевая, расчесывая малыша, мама произносит потешки. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к режимным моментам. Именно потешки помогают привлечь внимание ребенка, поднять настроение, способствуют активизации словаря, развивают чувство такта. Используя потешки в период адаптации к условиям детского сада, помогает отвлечь ребенка, расположить к себе, а также облегчить момент расставания с родителями. Чтение потешки можно сопровождать действиями с игрушкой или, например, хлопками. Данная фольклорная единица способствует формированию представлений о добре, зле, храбрости, правде, трудолюбии.

Очень важны для развития нравственности пословицы и поговорки. Они не только интересны, но и поучительны. Благодаря пословицам и поговоркам ребенок учится размышлять, открывает для себя нормы и правила поведения («Любишь кататься – люби и саночки возить», «Поспешишь – людей насмешишь», «Труд человека кормит, а лень портит»). Данные виды фольклора можно легко использовать в процессе воспитательной работы, так как тематика их достаточно разнообразна.

В процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулке часто используются загадки. Дети учатся понимать во фразе скрытый смысл, загадки способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, внимания.

Скороговорки используются в основном для развития речи, больший интерес для духовно-нравственного развития представляют считалки. Они олицетворяют собой объективность и справедливость.

Сказка – мощный инструмент духовно-нравственного воспитания дошкольника. Через сказку дети познают красоту не только окружающего мира, но и красоту человеческой души. Любовь, доброта, сочувствие, сострадание, честность, справедливость, трудолюбие, храбрость – ценности, которые приобретает ребенок, погружаясь в удивительный мир сказки. Сказочные герои богато наделены нравственными чертами, особенности характера четко прослеживаются. Дети без труда отличают трусливого зайца от злого волка или хитрой лисы.

Конечно же, нельзя не сказать о народной игре. Опираясь на собственный опыт, можно отметить, что эта забава особенно интересна детям дошкольного возраста. Игра приносит детям не только положительные эмоции, но и влияет на их духовно-нравственное воспитание. В народных играх отражается быт людей, образ жизни, труд, особенности национальной принадлежности. Они разнообразны по содержанию, в зависимости от возраста ребенка игру допускается усложнять.

Благодаря вышеперечисленным видам фольклора происходит процесс усвоения моральных устоев. Эффективность данного метода состоит еще и в том, что ребенок постоянно находится во взаимодействии со сверстниками или воспитателем, что позволяет применять полученные знания, развивать духовно-нравственные качества.

В образовательных программах для дошкольных учреждений прописаны рекомендации по развитию духовно-нравственных качеств. Программы предусматривают реализацию индивидуального подхода, учет особенностей ребенка. Согласно программе «От рождения до школы», на выходе из ДОУ дети должны развить «способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

«Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)» [5, c.258].

Таким образом, устное народное творчество играет важную роль в воспитании и развитии детей. Разнообразие жанров позволяет развивать, обогащать духовный мир ребенка с учетом его возраста. Фольклор уникален для нравственного развития ребенка, изучения традиций, народной культуры, воспитания патриотических чувств, освоения норм поведения в человеческом обществе.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: «Просвещение», 2009.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  3. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. – 100 с.
  4. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 144 с. – (Законы и кодексы).
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download