18 Апр

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

БАКЛАНОВА Галия Сафиевна,
воспитатель,
МБДОУ № 81 «Мальвина»,
г. Сургут, Тюменская область, Россия 

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

 Аннотация. В статье особое внимание уделяется совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей, в повышении интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Ключевые слова: экология, проект, проектная деятельность, участие родителей

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Возможность получения качественного образования в соответствии с «Концепцией развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры до 2020 года» является одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоев общества. Качество дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается, и это главное, поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. ФГОС ДО создает такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были и государство, и семья, и педагоги. В статье 44 п.1 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта и желания услышать и понять друг друга. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитании ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

На сегодняшний день в нашем детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Разработан сценарий развлечения «Открытие фитобара «У Мухи-Цокотухи» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет и родителей. Данное развлечение является итоговым мероприятием совместного с родителями проекта «Лекарственная фантазия». Проект реализовывался в летний период в рамках тематической недели «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Календарно-тематическому принципу построения образовательного процесса подчинена вся деятельность педагога с дошкольниками в течение недели. Полученные знания, представления служат фундаментом для проведения итогового мероприятия, основной целью которого является освоение и практическое применение детьми знаний о лекарственных растениях.

Каждый эпизод праздника связан с предыдущим и последующим, имеет внутреннюю логику построения. Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации, где проявляется активность всех участников развлечения.

Развлечение «Открытие фитобара «У Мухи-Цокотухи» проводится вместе с родителями, которые являются не только зрителями, но и непосредственными участниками, выполняющими роли (Тля, Дед Матвей, Бабушка Дарья), помощниками в подготовке и проведении развлечения.

Исполнение ролей и активное участие родителей в развлечении, является положительным моментом активизации родителей, потому что у них есть возможность принять участие в играх вместе с детьми, поделиться своими знаниями, проявить творческие возможности. При проведении праздника используются разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями: игры, конкурсы, презентации, проблемные ситуации, музыкальное сопровождение.

Предварительной работой при подготовке развлечения являлась реализация проекта «Лекарственная фантазия», в рамках которого были проведены следующие мероприятия: подбор дидактических игр, литературы, наглядно-иллюстрированного материала, поисково-исследовательская деятельность с детьми и родителями, разбивка клумбы и посадка лекарственных растений, в ходе мастер-класса с родителями создание альбома о лекарственных растениях и гербария, выставка детского рисунка «Лекарственные растения», сюжетно-ролевые игры «Путешествие на другую планету», «Аптека». Использование информационно-коммуникативных технологий, в данном случае подготовленная презентация «Лекарственная фантазия» и электронные викторины «Веселые загадки», «Четвертый лишний», помогают детям наглядно усваивать материал. А участие в проекте показало, что творческий и совместный подход к делу объединяет детей, родителей, воспитателей, специалистов. Только благодаря совместной работе получилось интересное и познавательное мероприятие.

Совместные мероприятия в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научился их ребенок за последние время посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

В качестве рефлексии использовалась «Клумба волшебных цветов», родители на лепестках оставили свои впечатления о проведенном мероприятии, а дети посадили цветы на клумбу.

Для определения эффективности проведенного мероприятия педагог должен ответить на следующие вопросы:

  1. Установлен ли контакт с детьми, взрослыми?
  2. Не наблюдались ли признаки переутомления детей?
  3. Каким было самочувствие и настроение взрослых?
  4. Каков уровень знаний детей по теме мероприятия?
  5. В какой роли родители чувствовали себя более комфортно: артистов, зрителей?
  6. Оцените свое участие и вклад родителей в решении задач развлечения.
  7. Определите эффективность участия родителей, педагогов в подготовке и проведении мероприятия.
  8. Что на Ваш взгляд Вы бы поменяли в развлечении, если бы была возможность это сделать?

Хорошо организованная досуговая деятельность позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений и культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозайка-синтез, 2014г.
  2. СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26.
  3. Майер А.А, Давыдова О. И, Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников – М.: Амрита-Русь, 2008.
  5. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко Экологические проекты в детском саду. – Волгоград, 2009.
  6. Рыжова Н.А. Я и природа. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.


Статья в формате PDF
IVF-Thailand-pdf_download